Главным событием культурной жизни Хабаровска начала августа было решение краевого министерства культуры не продлевать контракт с директором хабаровского Театра Юного Зрителя Анной Якуниной. Хабаровская творческая общественность негодует и, стоя на коленях, категорически требует вернуть Якунину.
Мы, конечно же, в курсе, что Анна Анатольевна — выдающийся деятель искусств, что под её руководством хабаровский ТЮЗ укрепил и преумножил свою славу, славу театрального заведения отнюдь не только для юного зрителя, славу одного из наиболее интересных культурных заведений в городе. И конечно, было бы отлично, если бы в Хабаровске продолжил действовать театр под её руководством. Однако мы полагаем требования возмущающейся творческой общественности в высшей степени абсурдными.
Во-первых, Министерство культуры Хабаровского края является единственным учредителем театра и, безусловно, имеет право само решать, кого назначать руководить своими собственными учреждениями. Было бы странно, если бы учредители предприятий принимали решения о том, кого назначать руководителями, основываясь на петициях в интернетике.
Во-вторых, жители Хабаровского края на состоявшихся год назад «выборах» однозначно проголосовали за поддержку Михаила Дегтярёва и его команды (новый министр культуры, Юрий Ермошкин, назначен на свой пост Дегтярёвым). Кто-то проголосовал тем, что пришёл на «выборы», кто-то тем что не пришёл. Но выбор сделан. Нет никаких сомнений, что все год назад понимали, что подразумевает собой этот выбор. Все год назад понимали, что бюджет Хабаровского края стал той ценой, которой московское оккупационное правительство заплатило Михаилу Дегтярёву за его готовность принять на себя ненависть хабаровской общественности, возмущённой похищением Сергея Фургала. Все год назад понимали, что единственное, чем будет заниматься в Хабаровском крае Михаил Дегтярёв и его команда — это выжимать из краевого бюджета максимум денег в свои карманы. Все понимают, что условному Ермошкину довольно неудобно звонить неизвестному ему заслуженному деятелю искусств и, условно говоря, объяснять «Анна Анатольевна, вам нужно провести конкурс на закупку театральных костюмов, условия которого должны быть составлены таким образом, чтобы в конкурсе могло победить только ООО «Архимед». Поэтому после назначения Ермошкина в крае уже были заменены 10 руководителей краевых учреждений культуры из 15. Поэтому после назначения Дегтярёвым министром здравоохранения Хабаровского края горе-эскулапа Бойченко, были заменены руководители бОльшей части учреждений здравоохранения Хабаровского края. Всё это совершенно естественно, и совершенно непонятно, почему это не вызывало никаких протестов год назад и вызвало такое неожиданное бурление говн именно сейчас.
При этом хотелось бы отметить, что для творчества и работы заведений культуры совершенно не нужны никакие министерства культуры.
Возьмём, к примеру, гениального российского мультипликатора Олега Куваева. Уже 20 лет он рисует мультфильмы про Масяню и её друзей. Поклонники его мультипликации сбрасываются ему на сайте Patreon, и он продолжает радовать их своим творчеством без каких-либо бюджетных денег и Ермошкиных. Кстати, если вы давно не смотрели Масяню, рекомендуем посмотреть последние серии, они прямо огонь.
Или всемирно известный театр из Комсомольска-на-Амуре «КнАМ». Этот частный театр работает с 1985 года. Как только российская армия начала то, что сейчас нельзя называть, что, разумеется, критически осложнило в России какие бы то ни было возможности для творческого самовыражения, «КнАМ» немедленно переехал во Францию. Тоже, разумеется, без каких-либо бюджетных денег и Ермошкиных.
Если смотреть ещё более внимательно, то становится очевидно, что государство — это отнюдь не способ поддержки культуры, а совсем наоборот. Вся творческая общественность города наверняка знает, что до последнего времени в городе работало волшебное выставочное пространство современного искусства «Артсерватория» (https://artservatory.ru/). Это нормальный частный проект, зарабатывавший на продаже билетов на свои мероприятия, на продаже экспонатов и т. п. И сейчас он закрывается, ну или, как это сейчас принято гладко называть «переходит в он-лайн». На Льва Толстого, 3, останется только книжный магазин. Можно конечно сказать, что финансовые сложности преследовали этот проект с момента создания. Творческим проектам вообще довольно сложно быть рентабельными (хотя примеры Куваева и театра «КнАМ» показывают, что люди, если им не мешает государство, вполне справляются с тем, чтобы финансировать интересные им творческие проекты). Но нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что безработица и инфляция, заметно усилившиеся в нашей стране после того, как московское оккупационное правительство начало то, что нельзя называть, заметно снизили покупательные возможности российского населения, что не могло не отразится на доходах «Артсерватории».
В общем, для того, чтобы иметь возможность наслаждаться творчеством и культурой, совершенно не нужны никакие министерства культуры. Скорее, наоборот.
А всем, кто мечтает о том, чтобы в городе продолжил работать театр под управлением замечательной Анны Якуниной, хотелось бы предложить просто скинуться, учредить такой театр, и пригласить Анну Анатольевну туда на работу. Если сотрудникам нынешнего ТЮЗа хватит ума и отваги массово уволится, то с шарагой Ермошкина можно будет договорится о предоставлении нынешних помещений ТЮЗа новому театру бесплатно. Так как иначе куда они их будут девать?